Продажа подшипников в России ☎ +7 (499) 350-6028
Все подшипники (как качения, так и скольжения, а также подшипниковые узлы) могут быть выполнены в нескольких модификациях, отличающихся теми или иными особенностями. Одними из наиболее важных, наряду с классом точности, материалом сепаратора и группой радиального зазора, является наличие защитных уплотнений (заглушек), что всегда необходимо учитывать при заявках на подшипниковую продукцию, особенно, если вы запрашиваете наиболее распространенные шариковые однорядные радиальные подшипники. В отличие от указанных выше дополнительных параметров, при заявках, наличие уплотнений следует обязательно уточнять сразу, во избежание излишних согласований и недоразумений — если Вы это не сделаете, то менеджеры обязательно будут уточнять, а это трата лишнего времени (кроме того, по умолчанию могут предложить не подходящую модификацию). Мы не будем рассматривать уплотнения с позиции точных технических параметров, а остановимся на самых общих вопросах для легкого понимания. Тем не менее, представленных сведений с лихвой хватит для подавляющего большинства потребителей подшипниковой продукции, как частных лиц, так и представителей организаций, закупающих ее оптом.
Следует иметь в виду, что подшипники с уплотнениями и без — абсолютно одинаковые (за исключением небольшой канавки, которая никаких функций, помимо собственно крепления уплотнения, не выполняет) и в ряде случаев прекрасно взаимозаменяются, их наличие повышает цену подшипника примерно на 10 — 15%, поскольку оно само стоит денег, к тому же внутри находится смазка, тоже имеющая определенную стоимость. Также необходимо знать, что в закрытых уплотнениями подшипниках смазка используется пластическая, а в открытых может применяться жидкая (или даже масляный туман). Они различаются по максимальной скорости вращения, то есть в закрытых она не может быть выше определенной величины, открыв любой каталог можно заметить — в закрытых подшипниках качения и скольжения предельная скорость вращения указывается ниже.
Кроме этого, в закрытые подшипники нет возможности подавать смазку дополнительно, они в уходе не нуждаются.
Виды уплотнений
Можно классифицировать по двум признакам — материал и количество. Кроме того, уплотнения могут быть наружные, как на фото ниже (но это совсем другая категория изделий):
По материалу уплотнения
![]() |
![]() |
В каталогах и на сайтах производителей часто указано огромное количество разных видов уплотнений (контактные, бесконтактные, лабиринтные и всякие другие), что часто только сбивает ориентир у неопытных потребителей. На самом деле, в 99 случаях из 100 достаточно будет знать, что уплотнения бывают металлические и «резиновые» (полимерные материалы). Первые имеют обозначение Z, ZZ или 2Z, справа от номера подшипника в зависимости от их количества, вторые соответственно RS или 2RS (плюс дополнительные индексы, указывающие на особенности, подробнее посмотреть какая цифра или буква что обозначает можно здесь). Кроме того, некоторые производители используют другие буквы (какие — можно посмотреть по ссылке выше). По отечественной системе маркировки уплотнения из полимерных материалов обозначаются цифрой 1, идущей шестой от конца номера, а стальные — цифрами 6 (если одно) или 8 если двухстороннее, расположенной пятым от конца знаком.
Например, 180205 — «резиновое» уплотнение (цифра 1), двухстороннее (цифра 8).
60206 — металлическое одностороннее уплотнение (цифра 6)
160207 — уплотнение из полимерного материала (цифра 1), одностороннее (6).
Преимуществом металла является возможность работы при высоких температурах, таких, при которых полимерные материалы уплотнения «резинового» могут повреждаться и расплавляться.
Преимуществом «резиновых» уплотнений является то, что они гораздо лучше держат смазочный материал в полости подшипника и лучше защищают от внешних воздействий (попадания пыли и влаги). Применяемые полимерные материалы — в дорогих и качественных подшипниках — синтетический каучук (или фторкаучук для работы в агрессивных химических средах), в дешевых китайских марках обычно используют неопрен или что-то другое, самое дешевое. Как правило, уплотнения из полимерных материалов дополнительно армированы стальным листом, толщина которого может быть практически незметной в самых дешевых подшипниках.
По количеству
Уплотнений может быть два — с обоих сторон подшипника или только одно, с одной стороны. Пластическая смазка всегда заносится в закрытый с обеих сторон подшипник и может также заноситься в закрытый с одной стороны. Следует иметь в виду, что импортные подшипники, закрытые с одной стороны, распространены очень незначительно и при необходимости покупки такой модификации ждать их поставки придется долго (конечно, в зависимости от конкретного типа). Так что вполне можно приобрести закрытый с двух сторон и снять одну заглушку.
Цвет уплотнений
Не стоит придавать особого значения цвету уплотнений из полимерных материалов, он может быть разный — черный, синий, зеленый, красный. Единственное, цвет иногда позволяет судить об идентичности изделия (подделка перед вами или нет), так, например, вологодские подшипники всегда имеют характерный темно-коричневый цвет.

Уплотнения подшипниковых узлов
В подшипниковых узлах используются корпусные подшипники, закрытые практически такими же уплотнениями, как и в обычных шариковых подшипниках, они могут быть металлическими или полимерными, при этом в номере это дополнительно никак не указывается. С уплотнениями не следует путать защитные крышки, которые крепятся непосредственно к корпусу и служат дополнительной защитой от загрязнения и попадания влаги. Они обычно изготавливаются из металла (в том числе и нержавеющего).


